Натюрморт и отражение народных традиций в творчестве Михаила Греку


465x0_grecuПроизведения Михаила Греку широко известны на родине и за рубежом. Его тематические композиции, портреты, пейзажи, натюрморты запоминаются остротой и многообразием образно-пластических решений. Своеобразное освоение опыта мирового профессионального искусства и народного творчества, неустанный поиск, яркий темперамент и колористический дар живописца – главные черты, определяющие творческую индивидуальность Греку.

Интерес к традициям народного творчества характерен для этапа творческих поисков Греку, который начинается в 60-е годы 20-го века.

Народным творцам искусства свойственны образность мышления, использование гипербол и метафор, а цвет часто несет смысловую нагрузку. С каждым цветом в народе и по сей день связаны определенные представления: белый – символ чистоты, целомудренности; красный – цвет солнца, плодородия, любви и т.п.

Никогда не копируя отдельные образцы народного творчества, Греку осваивает его основные принципы. Найденный им живописный прием изображения «белого на белом» был не случайной формальной находкой. Это закономерный результат его стремления образно воплотить духовные свойства молдавского народа: открытость чувств, силу душевной щедрости.

Решая в ряде натюрмортов проблему «белого на белом», Греку открыл возможность многообразными сочетаниями белых тонов с цветными деталями проникновенно выражать одухотворенность, нежность, возвышенность чувств, неуловимые нюансы настроения. Тихой и задушевной мелодией воспринимается натюрморт, так и называемый „Мелодия”, тогда как в другом, „Цветы”, звучит радостно-торжественный аккорд гимна. В обеих картинах – белые вазы с цветами на белом фоне, но в первой белый цвет мягко сочетается со спокойными красками нежных цветов и узора скатерти, а во второй им подчеркивается декоративная звучность большого букета, написанного рельефно, наподобие вышивки.

В натюрмортах Греку приходит к новому способу художественной выразительности, задумывая натюрморты не в гамме, а в ключе с преобладанием одного доминирующего цвета, который создает настроение вещи в зависимости от других цветов, его поддерживающих. В натюрморте „Посвящается Рублеву” сдержанное напряжение благородных красных тонов способствует впечатлению монументальной значительности простых предметов: кувшин, кружка, раскрытая книга русских икон. Разлив звучного розового фона натюрморта „Головки маков” выявляет скромную красоту серых маковых коробочек и белизну книги.

В натюрморте „Черные бутылки” выразительная материальность тяжелого черного стекла (блестящая масляная краска) на черном фоне (матовая темпера) усилена контрастом красных с белых наклеек и подноса. Подобный черный фон натюрморта «Стекло» способствует ощущению прозрачности хрупкой посуды, изображенной только лишь светлым подцвеченным контуром.

Натюрморты Греку впечатляют немногословной красотой, их живописный строй ассоциируется с музыкой, и звучат они по-разному. Во всем, что бы ни писал Греку, он умел найти неповторимую поэзию и создать впечатляющий художественный образ.

Однако образ художника складывается у современников не только от знакомства с его произведениями, но и от всего его облика и характера. Яркое проявление таланта Греку было бы невозможно без его основных качеств: огромного трудолюбия, упорства и стойкости, умения отстаивать свои принципы.

Жизнеутверждающее, светлое искусство Михаила Греку рождено большой любовью к родному краю, к его людям. Он глубоко чувствовал характер, душу своего народа, умел раскрыть внутренний мир явлений, будь то историческое прошлое или современная действительность. В этом подлинная национальность и значительность его искусства.

Памяти Михаила Греку в день его 95-летия Библиотекой искусств „Т. Аргези”, являющейся филиалом Муниципальной библиотеки „Б.П.Хаждеу”, был проведен час живописи в Теоретическом лицее „Кирилл и Мефодий”. Сообщение о жизни и деятельности Михаила Греку сделала библиотекарь Наталия Гнидаш, после чего учащиеся ознакомились с альбомами репродукций художника.

Наталия Гнидаш

One thought on “Натюрморт и отражение народных традиций в творчестве Михаила Греку

  1. Anonymous says:

    На фотографии в начале статьи не Греку Михаил Григорьевич.

    Like

Leave a comment