Роспись ткани в технике батик


Искусство – это не поверхностное занятие и не удовольствие для немногих,

оно представляет собой нечто существенное в жизни каждого

Настоящей публикацией Библиотека искусств открывает цикл статей об отдельных видах декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство – это область декоративного искусства, предусматривающая создание художественных изделий, имеющих практическое значение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и др.) При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т.д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением и между собой, образуя художественный комплекс – ансамбль. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров.

Одним из видов декоративно-прикладного искусства является роспись различных материалов, в том числе и тканей. В двадцатом веке в Европе получила распространение роспись тканей известная под термином батик. Название техники происходит от малайского слова батик, что переводится как платок или кусок ткани. Батиком называется как сама техника росписи, так и украшенная ею ткань. Батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом, с последующим окрашиванием ткани в баке или тампонами.

Различают «горячий» и «холодный» батик. При росписи ткани способом горячего батика применяют тонкую шелковую ткань, туго натянутую на раму. На неё по контуру рисунка специальным инструментом – батик-шрифтом наносится так называемый резервирующий состав. При горячем батике это разогретый воск. Он дает возможность при последующих операциях сохранить естественный цвет ткани. После этого ткань при помощи ватного тампона окрашивают в желаемый цвет. После завершения росписи ткань промывают в бензине с целью удаления резервирующего слоя. Горячий батик издавна известен у народов Индии и Индонезии, в особенности на острове Ява. Основные тона индонезийского батика – индиго-синий и коричневый, традиционный орнамент весьма разнообразен и часто имеет символическое значение. Горячий батик дает возможность создавать живописный узор с переходом одного цвета в другой без какого-либо контура. В холодном батике контур необходим. В качестве резервирующего состава в холодном батике используется резиновый клей. Рисунок выполняется посредством стеклянных трубочек, после чего отдельные части узора раскрашиваются в те или иные цвета. Таким образом, подобная роспись холодным батиком носит графический характер, что отличает её от живописной росписи горячего батика. В современном искусстве роспись батиком получила распространение с начала 30-х годов прошлого века. Это были главным образом шелковые косынки, платки, кашне, позднее – декоративные панно, занавеси и т.п. Быстрое развитие ручной батиковой росписи привело к механизации процесса воспроизведения расписного рисунка, в особенности при большом тираже тех или иных штучных изделий и возросшем масштабе некоторых из них, например – занавесей. Первоначально ручная роспись тканей в Европе во многом исходила либо из фабрично-заводских образцов тканей, либо воспроизводила рисунок вышивки. Помимо этого художники-любители вводили в роспись натуралистические формы растительного и животного мира, что немало дискредитировало искусство батика. Вместе с тем постепенно складывались приемы полноценной художественной росписи. Вместо изобразительных форм стали применять лишь орнаментальные мотивы, что позволило найти не только более гармоничную цветовую гамму для изделий, в особенности для шарфов и головных платков, но и создать собственный орнаментальный строй узора. Художники по росписи тканей стали создавать интересные рисунки для декоративных тканей, используя принципы четкости формы не только в образцах с контрастным построением цветовой гаммы, но и в тканях, расцветка которых строится на гармоничных сочетаниях относительно не ярких цветов. При этом масштаб, ритмический строй и характер рисунка должны соответствовать размеру изделия и его назначению. Декоративные мотивы тканей, расписанных батиком, бесконечно разнообразны. Иллюстрации к статье дают возможность познакомиться с некоторыми привлекательными в декоративном плане произведениями.

                                            

Наталия Гнидаш, библиотекарь

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s