Вечер у Юрия Хармелина


Когда Юрий Аркадиевич Хармелин пригласил на концертную программу Государственного театра „С улицы Роз”, поблагодарив, подумала что она, программа, будет состоять из фрагментов уже знакомых спектаклей. Но, как человек от театра, зная что каждое представление одного и того же спектакля – это другая, отличающаяся от предыдущих, работа в назначенное время пришла на улицу Александру Иоанн Куза Водэ, 19\3, где расположен театр „С улицы Роз”. То что происходило на сцене театра поразило и восхитило не только меня одну. Это был большой праздник, высокого театрального искусства, фейерверк артистичности и профессионального мастерства актеров, блеск сценической выразительности и настоящей театральной культуры. И все это благодаря режиссеру программы вечера Ю. А. Хармелину да его воспитанникам, которые верят в своего Учителя и в тот вечер не скупились творчески трудиться, доведя каждый номер до художественной безукоризненности. А Учитель подошел комплексно к заданной цели, сочетая педагогические задачи с актерскими, в их широком понимании. Зритель воочию мог убедиться сколько труда и вдохновения требуется от актеров, чтоб их игре верили и восхищались ею. Да и сами исполнители осознавали в своей игре как можно достичь такого высокого искусства, чтоб после окончания спектакля, уставшие и счастливые, целовали и благодарили за науку так работать и вдохновляться на сцене, науку которую воспитал им Педагог. Тут надо признать, что на сцене находилась также талантливая молодежь, что составляет ценный потенциал театра. Разрозненные концертные номера, меняющие друг друга, в анонимном исполнении, с вариативной тематикой, лирические, пародийные, ностальгические, с умным дальновидным намерением ложились один к другому под единой общей тематикой, скажем «Наша жизнь». Для этого, решением режиссера, спектакль начинается и заканчивается мелодией, исполненной на саксофоне, красивым талантливым актером который всей душой в начале приглашает смотреть, радоваться, печалиться вместе с героями сцены, а в конце, как бы извиняясь что наша жизнь не такая ровная, но все-таки красивая, утверждает что ее надо умно и сердечно жить.

Музыкально-театральная программа включает учебные задания на пластику тела, рук, моторики, только все они доведены до артистичности, подчеркивая особую сценическую красоту. И тем самым, как бы объясняя, что культура, культивировать этимологически означает внедрять, развивать. А внедрили душу и талант режиссер и исполнители, доведя труд до вдохновения. Вот держится актер за воздушный шар что на полу, а зрителя всем своим существом убеждает что эта большая тяжесть, которая ему не под силу. Или актриса руками грациозно манипулирует двумя зажженными фонарями, рисуя знаковые символы исключительно выразительные в темноте. Или драматическая история несбывшейся любви. Актриса одушевляет плащ, вспоминая, что было между ней и хозяином плаща. Мягкие движения трепещущего тела, полные нежности руки. То прижимается к плащу, то вихрем танцует с ним, то кладет голову на воображаемое плечо любимого, то смотрит с мольбой снизу вверх — желаемого ответа все же нет.

Наряду с житейскими сценками, когда комические, когда лирические, артисты с большим успехом, признаваемом долгими аплодисментами зрителей, показывали и оценочные свои отношения к происходящим в общественной жизни. Скажем, затянувшиеся выборы в ущерб жизни народа, которому знаком горький, но и предупреждающий: Эй, ухнем! – ведь всему есть мера. Или ставшей частью обиходной речи, а также подающийся как ноу-хау в некоторых работах молдавских театралов сексуальный словарь, тем самым путая понятие сексопатология с творческим вдохновением.

В спектакле много развлекательного, но над котором все же необходимо размышлять. На пример, мелодия с мимацией голоса и жестов певца Д. Билана, но с пародирующим кокетством и всего не естественным в сценическом поведении певца. Или добрая шутка в адрес любимой всеми Софии Ротару, до сих пор бегающей одним стилем по сцене, а также предпочитающей прилегающие брюки в сочетании с не сочетающимся воздушным верхом сценической вестиментации.

Если честно, могла бы долго рассказать об этом неординарном, глубоко оригинальном, выразительном вечере, и об аксессуарах, об исполнителях персонально, о талантливой игре, … Но согласитесь, о спектакле равно представлению не возможно рассказать словами, комментировать. Театр надо смотреть из зрительного зала. Тут я вспомнила, как тесно было актерам на сцене своего театра, и как много красоты и смысла могла бы дать труппа, полная творческой энергии, на нормальной сцене. Да и зритель, количеством в 200 человек, не сидел бы коленками у подбородка. Но это вопрос другого материала.

Elena Hăbăşescu

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s